В 67-м мотострелковом полку, 20-й МСД, 1-й Танковой Армии, ГСВГ служили солдаты около шестидесяти национальностей. В этой части все "тёплые" места в полку исторически держались "сынами братских народов": в столовой поварами и хлеборезами были в основном узбеки, в подвалах и кочегарках сидели азербайджанцы, продовольственным и вещевым складами довольствовались армяне, на складе ГСМ рулили казахи. До перестройки и гласности в войсках национальный вопрос остро не стоял, все служили вперемешку: азербайджанцы с армянами, абхазы с грузинами, узбеки с киргизами и т.д.
Поэтому офицеры не были готовы к межнациональным конфликтам, никого этому специально не учили, многие не знали всех национальных, родовых и племенных проблем в пока ещё единой Советской стране. Командиры подразделений знали только, что все мы один Советский братский народ, одна многочисленная семья !
По-моему, только в ГСВГ мотострелковые полки назывались «китайскими». Ну, Вы сами понимаете – почему?
Мотострелки ГСВГ обсудили с присущей пехотинцам прямотой между собой эту деликатную национальную тему:
«Мотострелковые полки были китайскими, потому что основной состав состоял из азиатов и кавказцев. Но были, естественно, в личных составах исключения - в ротах связи славяне, минометных батареях славяне, управление батальонов славяне, танковый батальон в основном из славян, артдивизион в основном из славян. А именно в трех МСБ было пушечное мясо, то бишь мы - "китайцы". Наш прославленный 81-й МСБ тоже был "китайским". Это чистая правда! Каждый призыв пополнялся большим количеством узбеков и азербайджанцев, у нас в роте не было ни одного пехотинца славянина. Славяне в основном приходили с учебки, это сержанты, наводчик-операторы БМП, механики-водители БМП »
«Не знаю почему «Китайские»? У нас было просто – Пехота! Если Дивизия - Мотострелковая, то и всё заточено на Пехоту. В ротах по 14 национальностей. Больше всех было Узбеков: свежий воздух, выносливость. И в Большой Семье - Рот не разевай! Бойцов действительно – Тьма, и главное чтобы при Марш-Броске - понос не прошиб…»
«Честно говоря, Братья, только от вас узнаю что МСП назывались китайскими. Мы были просто мотострелки, то бишь ПЕХОТА! Это вы напридумывали название КИТАЙЦЫ. Буквально все представители всех наций СССР имелись в ротах. Могло быть даже отделение в котором имелось в составе 11 наций. Честно говоря, в таком случаи мне лично было одноху...венно - русский, плюс украинец, плюс беларус или другой нации - в хорошем смысле слова. Я их всегда считал одним народом. Теперь все разделены по своим, даже не знаю как правильно назвать, кучам. Я впервые узнал и общался с тунганом. До этого не подозревал даже о такой нации. Так он был доброжелательным и общительным пацаном. Хорошо владел русским. Да и ещё – вы в своем списке не упомянули татар. Особенно сибирских!»
«Татарин был один механик-водитель Кунафин с Южного Урала. В пехоте не было татар. Вообще, с курса молодого бойца славян забирали по ротам связи, РМО, отдельные взвода, ЗРВ и т.д. Не было ни одного русского или украинца или белоруса в гранотомётчиках, в пулемётчиках. Даже трудно представить славянина в МСР с пулеметом или гранотометом. Если только - не залётчик!»
«В нашей части тоже были узбеки. Они были в батарее водителей. В нашу мотострелковую роту попал лишь один представитель Средней Азии. В отличии от земляков у него с собой не было прав. Наш замполит очень любил набирать в роту представителей разных национальностей. При мне в роте набралось представителей 21 национальностей. Кроме общепринятых национальностей армии: русских, украинцев, белорусов, татар, армян, грузин, чувашей много было представителей Кавказа: чеченцы, ингуши и особенно дагестанцы: в их рядах было чуть ли не десяток представителей разных народностей, которые и себя не всегда понимали. Был один солдат по национальности табасаранец, язык которого и дагестанцы не понимали…»
«Табасаранский язык ближе к лезгинскому, мы лезгины понимаем друг друга при общении. Наиболее близким к табасаранскому языку является лезгинский и агульский образуя ветвь восточно-лезгинских языков.
Хотя, лезгины у нас тоже служили, но табасаранец сказал, что они его язык не понимают…»
«Всем моим братьям ГСВГшникам написал всё как было в наше время, не подумайте, что я разделяю кого-нибудь по нациям. Я сам казах, родом из Астрахани, просто делаю вывод, почему в наше время МСП называли китайскими полками. Ну, конечно, Рамиль немного слукавил, что китайскими называли из-за аммуниции навешенного на пехотинца, он то точно знает в чем причина!»
"Каждый народ достоин уважения!"
Выразили своё мнение по этому сложному многонациональному вопросу мотострелковых полков ГСВГ: Олег Шергин, Канат Мамбетов, Мугаллям Юнусов, Виктор Ермилов, Андрей Ложкин, Рафик Рафиев и Рамиль Тагиров.